Гарантийный пробег свечей зажигания составляет до 20-30 тыс. км
пробега. Более совершенные, с биметаллическими электродами, живут 40-60
тыс. км. Еще долговечнее изделия с тонким центральным электродом из
платины или двумя усиленными платиной электродами. Эти работают до
80-90 тыс. км!
Тогда почему столько жалоб на преждевременные отказы свечей? И не
только дешевеньких наших, которые и заменить-то в отечественных
агрегатах пара пустяков, а дорогих иномарочных, для замены которых на
иной машине приходится разобрать чуть ли не полмотора.
ПРИСАДКИ-ДИВЕРСАНТЫ
Для увеличения октанового числа бензина в него добавляют
антидетонаторы. Самый эффективный — тетраэтилсвинец (ТЭС). Всего два
стакана этиловой жидкости — и из тонны бензина АИ-80 получается тонна
АИ-95. Но как ни заманчива такая рационализация, соединения свинца
исключительно ядовиты (не зря этилированный бензин окрашен) —
производство отравы свернуто. Кроме вреда для здоровья человека, свинец
смертелен для каталитических нейтрализаторов современных автомобилей.
Освободившуюся нишу заполнили экологически более чистые добавки:
метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), железосодержащие присадки на основе
ферроцена. Последние очень любимы недобросовестными (а подчас и
незаконными) производителями бензинов. Эффективность присадок весьма
высока (до 60% от ТЭС), они недороги, легко растворяются в бензине. И
все бы хорошо, но передозировка «железа» вызывает красный налет на
изоляторах электродов.
ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ АНТИДЕТОНАЦИОННЫХ ПРИСАДОК И ДОБАВОК К БЕНЗИНАМ АИ 95 И АИ 98
Наименование Предельно допустимая концентрация
Метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) 15% масс.
Этанол 5% масс.
АДА, Феррада, АвтоВэм 1,3% масс.
ФерРоз, ФК-4, АПК 37 мг Fe/дм3
Тетраэталсвинец (ТЭС) ограничен ГОСТом до 0,01-0,013 г/дм3
В погоне за барышом топливные махинаторы щедро «улучшают»
низкооктановый бензин. У автомобилистов, напоровшихся на такое зелье,
начинаются проблемы.
Сначала изолятор центрального электрода приобретает яркий кирпичный
цвет. Позже он темнеет до бурого с черными включениями. С этого момента
вполне исправный двигатель начинает хандрить: снижаются разгонная
динамика и максимальная скорость машины, повышается расход топлива, так
как свечи перестают регулярно воспламенять горючую смесь. В общем, тут
есть что проверить.
ПРОВЕРИМ «НА СЕБЕ»!
Для теста взяли отечественные свечи А17ДВРМ (энгельсского и
уфимского заводов) и несколько импортных свечей — от самых именитых
производителей. Исправность каждой проверили в лаборатории (в
соответствии с ОСТ 37.003.081-98). Все изделия легко уложились в нормы:
чутко реагировали на импульсы тока, выдавая устойчивый разряд, а
пробоев по изолятору центрального электрода не было и в помине. Тепловым
характеристикам свечей (калильному числу) поверили, положившись на
слово производителей.
Теперь к двигателю. Перед нами мотор ВАЗ-2106. Состояние — бодрячок.
Недавно прошел обкатку и вполне готов к работе на динамометрическом
стенде кафедры «Автомобильные и тракторные двигатели» МГТУ «МАМИ».
Добавив к бензину АИ-80 тройную дозу «железной» присадки, «довели»
его до «92-го» (замесить «левый» бензин можно в любой бочке — была бы
присадка). На первый взгляд получилось отлично! Двигатель даже при
полных нагрузках не проявил и малейшей склонности к детонации. Но
далеко ли можно уехать на таком бензине?
Режим «езды» — в «горку», на максимуме крутящего момента (3000
об/мин, дроссель полностью открыт). Свечи А17ДВРМ поначалу работали без
сбоев. Но через десять часов крутящий момент двигателя с 12 кгс*м сполз
до 7-8. Избыток присадки вызвал бурый налет на изоляторе центрального
электрода — это отложения окиси железа, которые провоцируют утечку
искры по «ржавому», ставшему токопроводным, изолятору (фото 1-3).
Избыток «железного» антидетонатора уравнял и дешевые, и дорогие свечи.
По черным полоскам на рыжем изоляторе искра стекает на «массу», минуя искровой промежуток:
свечи А17ДВРМ и RN9YC (CHAMPION) свечи WR 7 DP PLATINUM (BOSCH),
платиновый электрод так же бессилен, как и стандартный боковые
электроды WR 78 SUPER 4 (BOSCH) не затеняют искру от камеры сгорания, но
между электродами ее нет
Может, импортные свечи устойчивей российских?
Пробуем одну, обычную. Продержалась восемь часов. Вторая,
«платиновая» — чуть меньше десяти. А вот и дорогой «паук» -
четырехэлектродный. Первые признаки недомогания появились через шесть
часов, а к восьмому — сбои в работе двигателя.
Очевидно, дело не в «фирменности» свечей. Передозировка «железного»
антидетонатора одинаково убийственна и для дешевой, и для дорогой
свечи!
Даже при передозировке ферроцена комбинированные свечи вполне работоспособны:
EYQUEM RFC 58 LS 3 (VALIO, Франция): искра скользит по поверхности
изолятора (0,6 мм), преодолевая воздушный промежуток всего в 0,5 мм
экспериментальная свеча Райкова из НАМИ с двумя электродами массы —
стандартным и боковым. Искра сама выбирает путь в зависимости от
нагрузки мотора или проводимости изолятора — по линии наименьшего
сопротивления пробою
ЧЕРНАЯ КОШКА В ТЕМНОЙ КОМНАТЕ
Попытались проследить утечки искры в барокамере. Результат
озадачил: все свечи, остыв, показали соответствие требованиям ОСТа и,
что еще интереснее, отсутствие пробоев по рыжему изолятору! Странно!
Снова ввертываем их в двигатель и выводим его на номинальную
мощность (5400 об/мин). Сбои возобновились, только на этот раз время
приемлемой работы сократилось в среднем до четырех часов. Теперь свечи
осматривали горячими — и каверза нашлась. На рыжих изоляторах
появились черные полоски. Ларчик открылся просто: чем выше температура в
цилиндрах (т. е. нагрузка на двигатель), тем быстрее «ржавая» окись
восстанавливалась в чистое железо, то есть в отличный проводник.
Быстро перебрасываем отказавшие свечи из двигателя в барокамеру. Уже
при небольших избыточных давлениях (4-6 кгс/см2) искровой разряд, минуя
электроды, скользил к корпусу свечи по черной полоске на изоляторе.
Однако через 5-10 минут «отдыха» при выключенном двигателе
дорожка-проводник окислялась, исчезала и работоспособность свечи
восстанавливалась. Словно «плавающий» дефект.
КАКИЕ ВЫВОДЫ?
Так как самостоятельно определить, сколько присадок вбухали в
бензин, вы не в силах, остается выбирать «правильные» заправки и возить
запасные свечи. И, наконец, самое любопытное.
Если автомобиль может работать без детонации на «92-м» бензине,
остерегайтесь лить в него «95-й». В нем «железных» присадок может
оказаться вдвое больше. А уж для отечественной техники это справедливо
вдвойне. Угробить ее «92-м» бензином куда сложнее, чем «95-м». Так-то.